НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ   

Вернуться к списку материалов раздела

ИНФОРМАЦИЯ
о ходе реализации приоритетного национального проекта
«Образование»

 

1. Об установлении дополнительного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных учреждений

 

Актуальность вопроса об установлении доплаты из федерального бюджета педагогическим работникам общеобразовательных учреждений за классное руководство, в том числе для учителей начальных классов, связана с необходимостью повышения роли классного руководителя в образовательном процессе и эффективности его работы в деле воспитания подрастающего поколения.

Для принятия мер по дополнительному вознаграждению за классное руководство Минобрнауки России разработало проект постановления Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя», включающие в себя правила предоставления и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на доплату за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных учреждений. Таким образом финансирование дополнительного вознаграждения за классное руководство будет осуществляться за счет средств бюджетов субъектов федерации и субсидии из федерального бюджета. Предусматривается, что субъекты федерации самостоятельно определяют размеры доплаты с четом фактической наполняемости классов. Доплата в размере 1000 рублей в месяц устанавливается только в классах с нормативной наполняемостью (25 чел.).

В связи с многочисленными просьбами субъектов Российской Федерации учесть специфику сельской школы и объективно меньшую наполняемость классов на селе в настоящее время рассматривается вопрос об увеличении размера субсидии.

Проект постановления, доработанный по поступившим замечаниям, повторно направлен на согласование в Минфин России (письмо Минобрнауки России от 3 ноября 2005 г. № АФ-219/03) и в Минэкономразвития России (письмо Минобрнауки России от 3 ноября 2005 г. № 221/03, приложение 1).

Распределение субсидий на указанные цели по субъектам Российской Федерации будет включено в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год». Минобрнауки России направлены в Минфин России расчеты и распределение средств федерального бюджета в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в части доплаты за классное руководство педагогическим работникам в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. По итогам третьего чтения в Государственной Думе Российской Федерации проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» принято решение о замене субвенций на субсидии.

 

2. Об учреждении ежегодного поощрения лучших учителей общеобразовательных учреждений

С целью реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации Путиным В.В., и исполнения поручения Правительства Российской Федерации (пункт 12) Минобрнауки России в сетевом плане реализации приоритетного национального проекта «Образование» определены мероприятия по учреждению ежегодного поощрения лучших учителей.

Государственная поддержка учителей предполагает ежегодное поощрение 10 тысяч учителей в размере 100 тысяч рублей за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование, востребованный обществом. Поощрение лучших учителей будет осуществляться на принципах конкурсного отбора.

В сентябре с.г. Минобрнауки России разработаны предложения о порядке конкурсного отбора учителей, выдвигаемых на премию Президента Российской Федерации. В начале октября 2005 года они опубликованы в средствах массовой информации: «Учительская газета», «Первое сентября», «Комсомольская правда» и др., а также размещены на сайте Минобрнауки России (www.mon.gov.ru). Организовано широкое общественное обсуждение порядка и критериев отбора лучших учителей. Состоялось большое число встреч, консультаций, проходят проектные семинары, круглые столы, развернуты дискуссии в печати и в сети Интернет. В их работе приняли участие представители Минобрнауки России, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, педагогического и бизнес-сообщества, родительской общественности и средств массовой информации.

Проекты порядка и критериев поддержки лучших учителей также рассматривались 18 октября 2005 года на встрече с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах по вопросам о порядке и механизмах участия субъектов Российской Федерации в реализации сетевого плана по приоритетным направлениям национального проекта «Образование», а также в ходе совещаний работников Минобрнауки России с руководителями территориальных органов управления образованием и педагогической общественностью Центрального, Уральского и Северо-Западного федеральных округов.

25 октября 2005 г. на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию также были представлены порядок и критерии отбора учителей на получение премии Президента Российской Федерации.

С учетом всех многочисленных высказанных предложений критерии и порядок поддержки лучших учителей существенно переработаны (приложение 2).

С Минфином России согласованы объемы, механизмы и порядок бюджетного финансирования поощрения лучших учителей за счет субвенций из федерального бюджета. Субвенции субъектам Российской Федерации на выплату поощрений лучшим учителям будут предоставляться Федеральным агентством по образованию на основании результатов публичных конкурсов, проведенных субъектами Российской Федерации среди учителей общеобразовательных учреждений из расчета приблизительно один поощряемый учитель на 2 тыс. городских школьников и 1 поощряемый учитель на 1 тыс. сельских школьников.

Министерством подготовлен проект указа Президента Российской Федерации «Об учреждении премии Президента Российской Федерации в области образования», который направлен на согласование в Минфин России и Минздравсоцразвития России (письма Минобрнауки России от 1 ноября 2005 г. № АС-1391 /03, приложение 3).

Объявление приоритетного национального проекта «Образование» стало стимулом для расширения практики поощрения лучших учителей на уровне субъектов Федерации. Благодаря премиям, учрежденным главами регионов и муниципалитетов, общее количество поощряемых учителей значительно повысится.

Дополнительная бюджетная поддержка в рамках национального проекта «Образование» увеличит приток квалифицированных кадров в общеобразовательные учреждения, что в конечном счете приведет к повышению качества образования российских школьников.

 

3. О мерах государственной поддержки общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы

 

Приоритетный национальный проект «Образование» предусматривает финансовую поддержку государством общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

Выбор учреждений для оказания государственной поддержки будет осуществляться путем открытых и прозрачных конкурсных процедур с широким участием гражданских институтов. Общественное участие является гарантией того, что учреждения, которые получат поддержку, в наибольшей степени отвечают современным социальным запросам гражданского общества.

Этапы организации процедур поддержки инновационных образовательных учреждений отражены в сетевом плане реализации национального проекта в сфере образования.

В сентябре с.г. разработаны проекты документов, устанавливающих порядок и критерии отбора инновационных образовательных учреждений.

В октябре - ноябре с.г. Министерством ведется открытое общественно-профессиональное обсуждение порядка и критериев отбора общеобразовательных учреждений и учреждений высшего профессионального образования.

В октябре также разработан и в установленном порядке письмом Минобрнауки России от 31 октября 2005 г. № АС-13 80/03 направлен на согласование проект постановления Правительства Российской Федерации о мерах государственной поддержки образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы (приложение 4).

 

3.1. Поддержка общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы Минобрнауки России в октябре 2005 г.:
- согласованы с Минфином России предложения по механизму финансирования инновационных школ для внесения их в текстовые статьи проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год»;
- разработан механизм предоставления региональных квот на поддержку инновационных общеобразовательных учреждений в зависимости от количества городских и сельских школьников, выполнен предварительный расчет квот субъектам Российской Федерации;
- письмом от 17 октября 2005 г. № АС-1318/03 в Минфин России направлено предварительное распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на внедрение инновационных образовательных программ.

В ходе публичного обсуждения получено более тысячи предложений и замечаний о порядке и критериях поддержки школ. Анализ поступающих откликов показал ряд направлений корректировки первоначального проекта. Проект критериев и порядка поддержки инновационных школ доработан по поступившим замечаниям и предложениям (приложение 5).

Порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, будут утверждены приказом Минобрнауки России в декабре 2005 года (приложение 6).

Финансирование поддержки инновационных школ будет осуществляться путем направления субсидий субъектам Российской Федерации. Субсидии предоставляются Федеральным агентством по образованию на основании результатов публичных конкурсов, проведенных субъектами Российской Федерации среди общеобразовательных учреждений.

В общей сложности за два года по результатам общественной экспертизы получат поддержку проекты и программы развития 6000 общеобразовательных учреждений. Размер такой поддержки для каждого общеобразовательного учреждения составит 1,0 млн. рублей. Школы смогут потратить полученные суммы в соответствии с представленными на конкурс программами развития на приобретение лабораторного оборудования и программного обеспечения, модернизацию учебных классов, подготовку преподавателей.

В настоящее время Минобрнауки России готовит рекомендации о расходовании средств и типовые договоры о реализации инновационных программ между субъектами Федерации и школами-победителями.

 

3.2. Поддержка образовательных учреждений высшего профессионального образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы

Дополнительная бюджетная поддержка образовательных учреждений высшего профессионального образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках национального проекта «Образование» также будет осуществляться на принципах конкурсного отбора. Право на такую поддержку будет предоставлено вузам-лидерам, имеющим государственную аккредитацию, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм.

Минобрнауки России при участии Рособразования разработан проект порядка организации и проведения конкурсного отбора инновационных учреждений высшего профессионального образования, которые получат государственную поддержку. Порядок включает следующие компоненты:
- перечень документов, предоставляемых вузами для участия в конкурсе;
- критерии отбора вузов;
- принципы формирования экспертной комиссии;
- описание механизмов мониторинга и оценки результатов. Разработанный порядок предусматривает участие профессиональных сообществ и гражданских институтов на всех этапах проведения конкурса и оказания поддержки.

Предложения Минобрнауки России по критериям поддержки инновационных вузов в октябре 2005 г. вынесены на широкое общественно-профессиональное обсуждение.
17-20 ноября состоялся большой семинар, на котором обсуждались и вырабатывались критерии поддержки вузов. В работе приняли участие представители 20 регионов: ректоры и проректоры крупнейших столичных и региональных университетов, руководители органов исполнительной власти субъектов Федерации, предприниматели.

Участники семинара пришли к выводу, что среди основных критериев поддержки вузов должны быть их вовлеченность в программы регионального развития, подготовка специалистов для местной промышленности и бизнеса, причем по перспективным, прорывным направлениям.

В качестве основополагающих показателей при отборе учебных заведений также названы:
- наличие в вузе эффективной инновационной инфраструктуры, интегрированной в экономическое пространство региона;
- участие в масштабных проектах. Вуз, претендующий на участие в конкурсе, должен быть своего рода «локомотивом», обеспечивающим институциональные изменения, формирующим новые направления деятельности и новые рынки;
- применение в учебном процессе современных образовательных технологий, достойное качество учебного процесса, а также система управления вузом, отвечающая современным реалиям;
- активная международная деятельность, участие в программах обмена. Инновационные вузы должны быть активными субъектами миграционной политики, способствовать привлечению учащихся из ближнего и дальнего зарубежья, обеспечивать их адаптацию.

В настоящее время ведется обобщение разработок, выполненных в ходе семинара. В декабре 2005 г. критерии и порядок отбора вузов будут утверждены.
Государственную поддержку вузов, активно внедряющих инновационные программы, предполагается обеспечивать путем предоставления субсидий из федерального бюджета.
В декабре 2005 г. будет также сформирована федеральная конкурсная комиссия. В соответствии с утвержденным порядком вузы подготовят заявки на участие в конкурсном отборе.

В январе 2006 г. состоится конкурсный отбор первых вузов.

В феврале 2006 г. с победившими вузами будут заключены договоры на реализацию инновационных программ и осуществлен первый трансферт. В марте-мае 2006 г. начнется реализация программ развития вузов.

По итогам первого этапа в августе 2006 г. вузы формируют промежуточный отчет. На основании оценки достигнутых результатов в вузы будет направляться остальная часть средств. Предоставление субсидий из федерального бюджета на развитие инновационных образовательных программ вузов осуществляется Рособразованием.

Итоговые отчеты первых вузов-участников проекта будут направлены в Минобрнауки России в ноябре-декабре 2006 г.

Средства, выделяемые образовательным учреждениям высшего профессионального образования - победителям конкурса, могут быть направлены ими на приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения, переподготовку профессорско-преподавательского состава.

 

4. Внедрение современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения и подключение образовательных учреждений к сети Интернет

 

Важной составной частью приоритетного национального проекта «Образование» является внедрение современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения. В рамках этого направления предполагается осуществить закупку комплектов современной компьютерной техники, современных электронных образовательных программ и подключение школ к сети Интернет. Это позволит обеспечить поддержку и развитие образовательных учреждений, активно использующих современные образовательные технологии.

В связи с этим, в рамках сетевого плана по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования Минобрнауки России, Мининформсвязи России совместно с Рособразованием на заседании Межведомственного координационного совета по информатизации системы образования 1 ноября 2005 г. был согласован ряд необходимых подготовительных мероприятий и общие подходы по внедрению в образовательных учреждениях современных образовательных технологий, а также проекты нормативных документов и материалы конкурсной документации по особенностям финансирования данных проектов (приложение 7).

В соответствии с этим в 2006-2007 году предполагается оснастить 2,5 тыс. образовательных учреждений, имеющих специалистов высокого уровня подготовки, а также обеспечить подключение к сети Интернет 20 000 школ. При этом выбор школ, подключаемых к сети Интернет, будет проводиться с учетом школ подключенных ранее. Обязательным критерием отбора школ, подключаемых к сети Интернет, является наличие необходимой базы, достаточной для полноценного использования сети Интернет в образовательном учреждении.

 

5. Государственная поддержка способной и талантливой молодежи

 

Приоритетный национальный проект «Образование» предусматривает мероприятия по финансовой поддержке государством способной и талантливой молодежи. В рамках проекта в 2006-2007 годах будет выделено 5 тыс. грантов в размере 60 тыс. рублей для победителей всероссийских предметных олимпиад и конкурсов дополнительного образования (1 000 грантов в год), а также школьников, студентов и молодых специалистов (1 500 грантов в год) по следующим номинациям:

1. Социально-значимая и общественная деятельность.

2. Научно-техническое творчество.

3. Профессиональное мастерство.

4. Художественное творчество.

5. Спортивные достижения.

 

Подготовленный Минобрнауки России проект указа Президента Российской Федерации «О государственной поддержке способной и талантливой молодёжи» письмом ВФ-1681/06 от 08 ноября 2005 г. направлен на согласовании в установленном порядке (приложение 8).

Принятие указа будет способствовать развитию творческого, научного и профессионального потенциала молодёжи, повышению её конкурентоспособности на рынке труда, поддержке талантливой молодёжи, а также формированию в российском обществе и за рубежом позитивного имиджа государства.

 

б.Организационное сопровождение реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования Основные принципы организации мониторинга

 

В целях координации и эффективного управления ходом реализации приоритетного национального проекта «Образование», а также корректировки отдельных решений, в том числе - в связи с необходимостью учета происходящих в обществе изменений, предусмотрен контроль хода реализации проекта с опорой на данные регулярного мониторинга.

Система мониторинга реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» включает следующие направления.

1. Проведение оценки и анализа отношения различных групп населения (общественное мнение) к проводимым мероприятиям в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»:
- проведение общероссийских опросов различных слоев населения (местное сообщество, учителя, профессиональное сообщество, руководители органов государственной власти и субъектов Российской Федерации);
- подготовка информационно-аналитических материалов на основе полученных данных при выполнении работ.

2. Анализ региональных нормативно-правовых документов, на осовании которых осуществляется реализация приоритетного национального проекта «Образование» в субъектах Федерации:
- осуществление постоянного мониторинга подготовки нормативных правовых документов, направленных на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Образование», принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации;
- предоставление информационно-консультационных услуг по подготовке нормативных и правовых актов, принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации.

3. Проведение мониторинга корректности выполнения процедур реализации приоритетного национального проекта «Образование» на основании анализа хода его реализации:
- анализ соответствия процедур регионального и федерального уровня базовым принципам реализации проекта, федеральной и региональной нормативной базе реализации проекта.

4. Осуществление выездного мониторинга по выполнению обязательств в рамках контрактов с инновационными вузами, отобранными по конкурсу.

5. Подготовка докладов в адреса губернаторов, полномочных представителей Президента Российской Федерации, Минобрнауки России, межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов:
- сбор, обобщение, оценка и анализ материалов, подготовленных в ходе реализации мониторинга по указанному проекту;
- подготовка информационно-аналитических докладов, носящих рекомендательный характер по повышению результативности мероприятий.

Для проведения вышеназванных работ будут привлечены высококвалифицированные специалисты и организации, которые в свою очередь пройдут конкурсный отбор, предусмотренный российским законодательством в рамках средств, предусмотренных на сопровождение национального проекта «Образование».

9-10 декабря Минобрнауки России проводит всероссийское совещание с руководителями федеральных органов управления образованием. На нем будут окончательно согласованы основные организационные шаги по реализации проекта, приняты решения, которые позволят обеспечить полноценную реализацию проекта на всех уровнях. В эти же сроки выйдут основные нормативные документы по проекту. Таким образом, к середине декабря подготовительный этап реализации приоритетного национального проекта в сфере образования будет завершен.

7. Переход на новую систему оплаты труда педагогов. Переход к нормативному финансированию учебного процесса

В целях исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 20.09.2005 № МФ-П13-4627 (пункт 10) разрабатываются предложения по переходу на новую систему оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, стимулирующую повышение качества образования, а также по завершению в 2006 году перехода к нормативному финансированию учебного процесса.

Проведен анализ состояния дел по переходу регионов к нормативному финансированию учебного процесса в общеобразовательных учреждениях, на основании чего подготовлены Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования реализации основных общеобразовательных программ. В настоящее время они находятся на рассмотрении в Минфине России и после согласования будут направлены в субъекты Российской Федерации для использования в работе.

Для подготовки предложений по новой системе оплаты труда в образовании в Министерстве создана рабочая группа. Сформирован и направлен в Минздравсоцразвития России проект плана подготовки нормативных правовых актов, необходимых для проведения в 2006-2008 годах реформы оплаты труда работников бюджетной сферы. Проведено совещание с участием представителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации. Замечания и предложения по разработке принципов построения отраслевой системы оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений учитываются при доработке.

Основные принципы новой системы:
- дифференциация оплаты труда по должностям и квалификации педагогических работников, видам общеобразовательных учреждений,
- поощрения по результатам работы,
- введение базовых размеров ставок заработной платы (окладов). Предложения Министерства об увеличении размеров ставок заработной платы (окладов) педагогических работников позволяют решить поставленную Президентом Российской Федерации задачу об увеличении заработной платы не менее чем в 1,5 раза в реальном выражении ранее, чем к 2008 году.

Учитывая, что субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право не только по определению уровня оплаты труда работников бюджетных учреждений, но и по установлению условий и порядка оплаты труда, предусматривается подготовить в 2006 г. методические рекомендации субъектам Российской Федерации по переходу к новой системе оплаты труда работников образования.

Методические рекомендации будут основываться на единых подходах и принципах в оплате труда работников учреждений и организаций отрасли независимо от формы собственности и уровня бюджета, из которого осуществляется финансирование.