|
Информация об итогах работы областной
опытно-экспериментальной площадки
МОУ ПРОГИМНАЗИЯ г. Киржач
"ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
МЕТОДИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ПРОГИМНАЗИИ"
(Zip архив 1,5Мб)
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ПРОГИМНАЗИИ"
(Zip архив 8,7Мб)
Информация по итогам работы
областной опытно-экспериментальной площадки
по теме:
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ПРОГИМНАЗИИ.»
Прогимназия г. Киржача – муниципальное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Возникла она как некое
логическое удовлетворение того родительского запроса, который присутствовал
в обществе. Какого? Любому родителю очень важно, чтобы среди массы детей была
увидена и замечена индивидуальность его ребёнка, замечена и максимально развита.
Но желание родителей не есть действительность. Как увидеть и разглядеть индивидуальность
в нашей веренице дел и событий? Как, учитывая индивидуальность, выйти на единый
государственный стандарт? Проблема? Да!
И вот для решения этой проблемы, в 2002 году, по приказу Департамента
образования № 315 от 09.09.2002 года, на базе нашего учреждения была открыта
областная экспериментальная площадка по теме: «Обеспечение индивидуальной траектории
развития ребёнка в условиях Прогимназии».
Объектом исследования послужил
процесс взаимодействия педагогического коллектива с ребёнком в условиях прогимназии.
Целью эксперимента явилась разработка и апробация технологии индивидуального психолого-педагогического обеспечения процесса развития ребёнка в условиях прогимназии
В ходе экспериментальной деятельности нами были разработаны
следующие материалы:
1. Нормативно-правовая база, в том числе:
• Устав образовательного учреждения, который
позволяет осуществлять организацию образовательного процесса с учётом индивидуальных
особенностей детей.
• Система локальных актов, каждый из которых регулирует определённое направление
деятельности прогимназии с учётом темы нашей опытно-экспериментальной работы.
Например:
- Положение о системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях
безотметочного обучения позволяет не только педагогу выстраивать шкалу индивидуальных
достижений и успехов ученика и вести их мониторинг, но и ученикам овладевать
учебными действиями: самоконтролем и самооценкой;
- Положение о психологической службе позволяет регулировать обеспечение психологического
благополучия участников образовательного процесса и создания условия для формирования
жизнеспособного человека с учётом его индивидуальных особенностей;
- Положение о Попечительском совете регулирует деятельность ПС, который выделился
из Совета прогимназии и помогает нам решать многие задачи, связанные с улучшением
условий обучения и воспитания детей и совершенствования материально-технической
базы. А решение этих вопросов позволяет создать условия для развития индивидуальных
особенностей ребёнка.
2. Для достижения цели эксперимента были созданы определённые условия:
• .Модель учебного плана образовательного учреждения, который создан на основе принципа вариативности. Данная модель включает в себя и дополнительное образование, в том числе и платные образовательные услуги для отдельных категорий воспитанников, позволяющие детям реализовать свои индивидуальные возможности и способности. Использование технологии развивающего обучения и широкого спектра разнообразных дополнительных образовательных услуг (адекватных запросам и способностям воспитанников) позволило нам расширить индивидуальные условия для развития ребёнка и обеспечить боле полное удовлетворение культурно-образовательных запросов личности учащегося и семьи.
• Программы учебных курсов, позволяющие ребёнку
реализовать свои индивидуальные возможности и способности и обеспечивающие преемственность
дошкольного образования и школы 1 ступени.
Непрерывность и преемственность в обучении
и воспитании в условиях Прогимназии – это один из факторов, обеспечивающих как
общую эффективность образования, так и индивидуализацию учебно-воспитательного
процесса. Под непрерывностью мы понимаем наличие последовательной цепи учебных
задач на всём пути обучения в Прогимназии. Выбор программы «Детство» для дошкольников
и программы Л. В. Занкова для школьников сделал нашу попытку создания единой
непрерывной цепи обучения реальной. Содержание, методы и формы обучения по программе
Л. В. Занкова оптимально сочетаются с основными принципами программы «Детство».
Целям осуществления преемственности в обучении
подчинены и предметы дополнительного образования:
• Театр
• Хореография
• Подготовка дошкольников к успешному обучению в начальной школе через развитие
познавательного интереса
• Английский язык
• Прикладное творчество
Наличие системы дополнительного образования
в нашем образовательном учреждении способствовало максимальному проявлению индивидуальных
возможностей и способностей учащихся и воспитанников прогимназии.
Обучение английскому языку ведётся с четырёх
лет. За время существования Прогимназии нами уже накоплен определённый опыт
в изучении языка: организация учебного процесса в виде коллективных, групповых
и индивидуальных занятий, механизм выполнения домашнего задания по иностранному
языку в группе продлённого дня. Также мы имеем наработки по методике построения
курса обучения иностранному языку как процессу вхождения в культуру носителя
языка. Опыт этой работы был представлен нами на районных и областных методических
семинарах по проблемам обучения иностранным языкам в начальной школе. На базе
нашей школы в 2001 году был проведён районный семинар для учителей английского
языка по теме: «Обучение грамматике в рамках коммуникативной методики (по УМК
Биболетовой М. З.)». Учитель Цымбал Е. В. представляла опыт нашего заведения
в январе 2003 года на семинарском занятии на базе областного кабинета иностранных
языков по проблемам методики раннего обучения иностранным языкам. Мы не ставим
перед собой целью копировать приёмы и методы обучения в специализированных школах,
но уже в начальном звене используем такие методы контроля знаний, умений и навыков
как зачёт, тестирование и рейтинговое тестирование. Во главу угла мы ставим
сохранение и поддержание на должном уровне мотивации учащихся и эмоциональный
комфорт на уроке, используя индивидуализацию процесса обучения.
• Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях
Прогимназии.
Начиная с трёх лет, осуществляется психолого-педагогическое
сопровождение образовательного процесса. Мы скомплектовали пакет диагностических
методик, который позволяет провести:
- мониторинг стартовых возможностей сначала дошкольников, а потом школьников;
- промежуточную диагностику;
- итоговую диагностику.
Результаты мониторингов, обобщённых
в папках, рассматриваются на медико-психолого-педагогических консилиумах, по
решению которых специалистами (педагогом-психологом, медицинским работником,
логопедом) с учётом данных карт индивидуального развития и индивидуального листа
здоровья составляется коррекционная программа. Она имеет следующие основные
направления:
- работа с детьми, имеющими трудности в обучении и общении (дезадаптированные
дети);
- работа с детьми с повышенной мотивацией к обучению, способными и одарёнными.
В нашем ОУ разработана программа по работе с одарёнными детьми.
Результаты коррекционной работы рассматриваются на последующих консилиумах
и вносятся коррективы в программы индивидуального развития каждого ребёнка.
Коррективы вносятся не только в учебные планы, но и в воспитательную работу.
Система воспитательной работы выстроена на принципах гуманистической
педагогики и позволяет наиболее полно раскрыться индивидуальным особенностям
детей. Воспитательная работа в нашем ОУ строится на основе системного планирования
и в соответствии с разработанными целевыми программами. В ОУ функционируют 4
детских объединения по интересам, которые способствуют удовлетворению эстетических
потребностей личности, формированию интеллектуально-речевых умений, расширению
познавательной активности учащихся, развитию креативности мышления и самостоятельности.
Результатом являются высокие показатели по итогам районных конкурсов и фестивалей
детского самодеятельного творчества.
• Индивидуальная программа оздоровления воспитанников и обучающихся через дополнительные услуги.
Как часть Программы развития, в Прогимназии разработана целостная единая система оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. В рамках этой системы по результатам комплексной диагностики физического здоровья детей создаются индивидуальные программы оздоровления воспитанников и обучающихся. Оздоровительные мероприятия проводятся в соответствии с «Программой оздоровления воспитанников и учащихся
Прогимназии» и включают в себя:
• Мониторинг здоровья каждого ребёнка
• Оздоровление детей по круглогодичной схеме
• Еженедельный осмотр педиатром
• Долечивание по назначению врача
• Трёхразовое горячее сбалансированное питание
• Ежедневные прогулки
• Здоровьесберегающие технологии в УВП
Все дети имеют индивидуальный «Лист оздоровления», который контролируется врачом. В каждом классе и группе оформлен календарь оздоровительных мероприятий, и каждый родитель имеет возможность ознакомиться, какие процедуры проводились ребёнку. Как результат каждодневной заботы о здоровье детей можно наблюдать низкий уровень заболеваемости. Мониторинг состояния здоровья воспитанников и учащихся Прогимназии показывает положительную динамику.
3. В нашем ОУ действует модель повышения профессиональной компетентности сотрудников, обеспечившая их включённость и теоретико-методическую готовность к реализации цели ОЭР.
Таким образом, созданные в нашем ОУ условия и
разработанная технология индивидуального психолого-педагогического обеспечения
процесса развития ребёнка в условиях прогимназии позволило на выходе нам получить
следующие результаты:
1. Абсолютная готовность детей к продолжению
образования в основной школе:
• Адаптация – 89,3%-лёгкая
• Учебная мотивация – 60%-высокая
• Учебные достижения. Результаты районных контрольных работ по русскому языку
и математике показывают, что с базовым уровнем справляются 100%, за выполнение
заданий повышенного уровня берутся 100%, правильно выполняют в среднем 80%.
Возросло число отличников – в среднем 35%.
• Самооценка – 67,3% адекватная
• Здоровье – в среднем за год 1-1,5%
2. Сформированность на каждом возрастном этапе
ключевых компетентностей:
• Коммуникативная. В нашем учреждении ведётся курс «Риторика», поэтому наши
выпускники отличаются высоким уровнем развития речи, умением общаться. Проводимые
тесты и контрольные работы показывают высокий уровень сформированности интеллектуально-речевых
умений.
• Социальная. Исследования психолога показывают, что школьная мотивация высокая.
В среднем 70% учащихся нравиться учиться, они с удовольствием участвуют во всех
творческих делах школы и района, с огромным желанием принимают участие в конкурсах
«Русский медвежонок» и «Кенгуру».
3. Уровень возрастной эрудиции. 70% выпускников имеют высокий общекультурный уровень.
В ходе эксперимента значительно возрос авторитет
нашего ОУ среди родителей:
- общая удовлетворённость образовательным процессом – 100%
- удовлетворённость уровнем взаимодействия всех специалистов с семьёй – 100%
- удовлетворённость уровнем включённости в процесс управления – 81%
Этому способствовала созданная в нашем ОУ система работы с семьёй и родительской
общественностью.
В целом, работа в эксперименте позволила
педагогическому коллективу приобрести опыт инновационной деятельности, что значительно
сплотило коллектив, повысила профессиональную активность, изменила приоритет
в деятельности педагога.
Что касается детско-родительской общественности, то для них школа стала более
привлекательной, а общий контингент воспитанников только за последний год вырос
на 25%.