ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ  
Вернуться на страницу данных ОЭД

Информация об итогах работы областной опытно-экспериментальной площадки
МОУ ПРОГИМНАЗИЯ г. Киржач

 

материалы по теме

"ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ПРОГИМНАЗИИ"

(Zip архив 1,5Мб)

 

материалы по теме

"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ПРОГИМНАЗИИ"
(Zip архив 8,7Мб)

 

 

Информация по итогам работы
областной опытно-экспериментальной площадки
по теме:

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ПРОГИМНАЗИИ.»

 


  Прогимназия г. Киржача – муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Возникла она как некое логическое удовлетворение того родительского запроса, который присутствовал в обществе. Какого? Любому родителю очень важно, чтобы среди массы детей была увидена и замечена индивидуальность его ребёнка, замечена и максимально развита. Но желание родителей не есть действительность. Как увидеть и разглядеть индивидуальность в нашей веренице дел и событий? Как, учитывая индивидуальность, выйти на единый государственный стандарт? Проблема? Да!


  И вот для решения этой проблемы, в 2002 году, по приказу Департамента образования № 315 от 09.09.2002 года, на базе нашего учреждения была открыта областная экспериментальная площадка по теме: «Обеспечение индивидуальной траектории развития ребёнка в условиях Прогимназии».

  Объектом исследования послужил процесс взаимодействия педагогического коллектива с ребёнком в условиях прогимназии.

  Целью эксперимента явилась разработка и апробация технологии индивидуального психолого-педагогического обеспечения процесса развития ребёнка в условиях прогимназии


  В ходе экспериментальной деятельности нами были разработаны следующие материалы:

1. Нормативно-правовая база, в том числе:

 

• Устав образовательного учреждения, который позволяет осуществлять организацию образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей.
• Система локальных актов, каждый из которых регулирует определённое направление деятельности прогимназии с учётом темы нашей опытно-экспериментальной работы. Например:
- Положение о системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения позволяет не только педагогу выстраивать шкалу индивидуальных достижений и успехов ученика и вести их мониторинг, но и ученикам овладевать учебными действиями: самоконтролем и самооценкой;
- Положение о психологической службе позволяет регулировать обеспечение психологического благополучия участников образовательного процесса и создания условия для формирования жизнеспособного человека с учётом его индивидуальных особенностей;
- Положение о Попечительском совете регулирует деятельность ПС, который выделился из Совета прогимназии и помогает нам решать многие задачи, связанные с улучшением условий обучения и воспитания детей и совершенствования материально-технической базы. А решение этих вопросов позволяет создать условия для развития индивидуальных особенностей ребёнка.

 

2. Для достижения цели эксперимента были созданы определённые условия:

 

• .Модель учебного плана образовательного учреждения, который создан на основе принципа вариативности. Данная модель включает в себя и дополнительное образование, в том числе и платные образовательные услуги для отдельных категорий воспитанников, позволяющие детям реализовать свои индивидуальные возможности и способности. Использование технологии развивающего обучения и широкого спектра разнообразных дополнительных образовательных услуг (адекватных запросам и способностям воспитанников) позволило нам расширить индивидуальные условия для развития ребёнка и обеспечить боле полное удовлетворение культурно-образовательных запросов личности учащегося и семьи.

• Программы учебных курсов, позволяющие ребёнку реализовать свои индивидуальные возможности и способности и обеспечивающие преемственность дошкольного образования и школы 1 ступени.

 Непрерывность и преемственность в обучении и воспитании в условиях Прогимназии – это один из факторов, обеспечивающих как общую эффективность образования, так и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса. Под непрерывностью мы понимаем наличие последовательной цепи учебных задач на всём пути обучения в Прогимназии. Выбор программы «Детство» для дошкольников и программы Л. В. Занкова для школьников сделал нашу попытку создания единой непрерывной цепи обучения реальной. Содержание, методы и формы обучения по программе Л. В. Занкова оптимально сочетаются с основными принципами программы «Детство».

 Целям осуществления преемственности в обучении подчинены и предметы дополнительного образования:
• Театр
• Хореография
• Подготовка дошкольников к успешному обучению в начальной школе через развитие познавательного интереса
• Английский язык
• Прикладное творчество

 Наличие системы дополнительного образования в нашем образовательном учреждении способствовало максимальному проявлению индивидуальных возможностей и способностей учащихся и воспитанников прогимназии.

 Обучение английскому языку ведётся с четырёх лет. За время существования Прогимназии нами уже накоплен определённый опыт в изучении языка: организация учебного процесса в виде коллективных, групповых и индивидуальных занятий, механизм выполнения домашнего задания по иностранному языку в группе продлённого дня. Также мы имеем наработки по методике построения курса обучения иностранному языку как процессу вхождения в культуру носителя языка. Опыт этой работы был представлен нами на районных и областных методических семинарах по проблемам обучения иностранным языкам в начальной школе. На базе нашей школы в 2001 году был проведён районный семинар для учителей английского языка по теме: «Обучение грамматике в рамках коммуникативной методики (по УМК Биболетовой М. З.)». Учитель Цымбал Е. В. представляла опыт нашего заведения в январе 2003 года на семинарском занятии на базе областного кабинета иностранных языков по проблемам методики раннего обучения иностранным языкам. Мы не ставим перед собой целью копировать приёмы и методы обучения в специализированных школах, но уже в начальном звене используем такие методы контроля знаний, умений и навыков как зачёт, тестирование и рейтинговое тестирование. Во главу угла мы ставим сохранение и поддержание на должном уровне мотивации учащихся и эмоциональный комфорт на уроке, используя индивидуализацию процесса обучения.

• Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях Прогимназии.

 Начиная с трёх лет, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Мы скомплектовали пакет диагностических методик, который позволяет провести:
- мониторинг стартовых возможностей сначала дошкольников, а потом школьников;
- промежуточную диагностику;
- итоговую диагностику.

  Результаты мониторингов, обобщённых в папках, рассматриваются на медико-психолого-педагогических консилиумах, по решению которых специалистами (педагогом-психологом, медицинским работником, логопедом) с учётом данных карт индивидуального развития и индивидуального листа здоровья составляется коррекционная программа. Она имеет следующие основные направления:
- работа с детьми, имеющими трудности в обучении и общении (дезадаптированные дети);
- работа с детьми с повышенной мотивацией к обучению, способными и одарёнными. В нашем ОУ разработана программа по работе с одарёнными детьми.
  Результаты коррекционной работы рассматриваются на последующих консилиумах и вносятся коррективы в программы индивидуального развития каждого ребёнка. Коррективы вносятся не только в учебные планы, но и в воспитательную работу.
  Система воспитательной работы выстроена на принципах гуманистической педагогики и позволяет наиболее полно раскрыться индивидуальным особенностям детей. Воспитательная работа в нашем ОУ строится на основе системного планирования и в соответствии с разработанными целевыми программами. В ОУ функционируют 4 детских объединения по интересам, которые способствуют удовлетворению эстетических потребностей личности, формированию интеллектуально-речевых умений, расширению познавательной активности учащихся, развитию креативности мышления и самостоятельности. Результатом являются высокие показатели по итогам районных конкурсов и фестивалей детского самодеятельного творчества.

• Индивидуальная программа оздоровления воспитанников и обучающихся через дополнительные услуги.

 

  Как часть Программы развития, в Прогимназии разработана целостная единая система оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. В рамках этой системы по результатам комплексной диагностики физического здоровья детей создаются индивидуальные программы оздоровления воспитанников и обучающихся. Оздоровительные мероприятия проводятся в соответствии с «Программой оздоровления воспитанников и учащихся

  

Прогимназии» и включают в себя:
• Мониторинг здоровья каждого ребёнка
• Оздоровление детей по круглогодичной схеме
• Еженедельный осмотр педиатром
• Долечивание по назначению врача
• Трёхразовое горячее сбалансированное питание
• Ежедневные прогулки
• Здоровьесберегающие технологии в УВП

Все дети имеют индивидуальный «Лист оздоровления», который контролируется врачом. В каждом классе и группе оформлен календарь оздоровительных мероприятий, и каждый родитель имеет возможность ознакомиться, какие процедуры проводились ребёнку. Как результат каждодневной заботы о здоровье детей можно наблюдать низкий уровень заболеваемости. Мониторинг состояния здоровья воспитанников и учащихся Прогимназии показывает положительную динамику.

 

3. В нашем ОУ действует модель повышения профессиональной компетентности сотрудников, обеспечившая их включённость и теоретико-методическую готовность к реализации цели ОЭР.

 

Таким образом, созданные в нашем ОУ условия и разработанная технология индивидуального психолого-педагогического обеспечения процесса развития ребёнка в условиях прогимназии позволило на выходе нам получить следующие результаты:

1. Абсолютная готовность детей к продолжению образования в основной школе:
• Адаптация – 89,3%-лёгкая
• Учебная мотивация – 60%-высокая
• Учебные достижения. Результаты районных контрольных работ по русскому языку и математике показывают, что с базовым уровнем справляются 100%, за выполнение заданий повышенного уровня берутся 100%, правильно выполняют в среднем 80%. Возросло число отличников – в среднем 35%.
• Самооценка – 67,3% адекватная
• Здоровье – в среднем за год 1-1,5%

2. Сформированность на каждом возрастном этапе ключевых компетентностей:
• Коммуникативная. В нашем учреждении ведётся курс «Риторика», поэтому наши выпускники отличаются высоким уровнем развития речи, умением общаться. Проводимые тесты и контрольные работы показывают высокий уровень сформированности интеллектуально-речевых умений.
• Социальная. Исследования психолога показывают, что школьная мотивация высокая. В среднем 70% учащихся нравиться учиться, они с удовольствием участвуют во всех творческих делах школы и района, с огромным желанием принимают участие в конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру».

3. Уровень возрастной эрудиции. 70% выпускников имеют высокий общекультурный уровень.

В ходе эксперимента значительно возрос авторитет нашего ОУ среди родителей:
- общая удовлетворённость образовательным процессом – 100%
- удовлетворённость уровнем взаимодействия всех специалистов с семьёй – 100%
- удовлетворённость уровнем включённости в процесс управления – 81%
Этому способствовала созданная в нашем ОУ система работы с семьёй и родительской общественностью.

 

В целом, работа в эксперименте позволила педагогическому коллективу приобрести опыт инновационной деятельности, что значительно сплотило коллектив, повысила профессиональную активность, изменила приоритет в деятельности педагога.
Что касается детско-родительской общественности, то для них школа стала более привлекательной, а общий контингент воспитанников только за последний год вырос на 25%.